Образование за рубежомВ началоАнглоМир - обучение за рубежом

 
  Великобритания
Ирландия
Мальта
США
Канада
Австралия
Новая Зеландия
Германия
Франция
Швейцария
Австрия
Испания
Италия
ЮАР
Греция
Кипр
Китай
Гонконг
Япония
Индия Гоа
Сингапур

 
 

 

 

 

 

Пресса о нас

Кембридж на 42 месте!

Журнал «Обучение за рубежом» № 4 (52) февраль 2003

Рейтинги обладают поистине феноменальной силой внушения. В университеты первой десятки ежегодно приходит огромное количество заявок, во много раз превышающее количество реально существующих учебных мест. Что же скрыто за цифрами последнего рейтинга британских вузов? Об этом беседуют директор компании «АнглоМир» Александр Калашников и руководитель программы Universities in the UK международной образовательной компании Study Group Джон Крик.

- Известно, что выбирая университет, студенты, так или иначе, стремятся попасть в вуз «первой десятки». Всегда ли это оправдано? Всем ли подходят университеты-лидеры?

- Желание попасть в один из десяти лучших университетов страны естественно и мы его, конечно, приветствуем. С другой стороны надо четко и реалистично осознавать, что поступить и учиться в вузах «первой десятки» смогут только самые лучшие студенты, с самыми высокими академическими результатами. И если речь идет об абитуриенте, который в своем учебном заведении был лучшим, то, конечно, его желание претендовать на место в Кембридже вполне оправдано.

- Какие характеристики университетов рассматриваются обычно при составлении рейтинга? Какие из них особенно влияют на место в рейтинге?

- Рейтинги британских университетов выпускают самые известные общенациональные газеты – The Times, Daily Telegraph, The Guardian, Financial Times. Как в футболе, университеты делятся на лиги – высшая, первая, вторая…. Критерии при распределении мест учитываются разные. Например, в рейтинге Times существуют три основных критерия: уровень преподавания (teaching assessment), исследования, которые ведутся в университете (research), и проходной бал по результатам выпускных экзаменов (A-level entry standards). Конечно, учитываются соотношение студентов и преподавателей, оснащенность компьютерных центров и библиотек и сколько в это вкладывается средств, условия обучения, процент выпускников, которые получают дипломы первой и второй степени, трудоустройство выпускников.
Но следует помнить, что, например, проходной балл устанавливают сами университеты. И если Кембридж требует все «A», то другой университет примет и с парой «B». И это тоже влияет на место в рейтинге.

- На какие показатели в рейтинге, на Ваш взгляд, стоит обращать особое внимание при выборе университета?

Кроме общего рейтинга существуют рейтинги по предметам и гораздо важнее изучить их. Возьмем, например, такой предмет как business study. Оказывается, что ведущие университеты в этом, локальном рейтинге ушли далеко с лидерских мест. Рейтинги – дело не простое, они разнятся от издания к изданию, поэтому и работать с ними нужно осторожно, обращать внимания на все показатели, которые сравнивались при составлении. Например, Times по изучению бизнеса ставит Aston на второе место после Лондонской школы экономики, а в Guardian этот вуз даже в первую десятку не попал, Manchester University в Times на седьмом месте, а в Guardian на первом. По моему мнению, самый важный критерий, на который необходимо обратить внимание поступающим на программы получения бакалаврской степени (undergraduate programs) – это уровень преподавания. А если вы собираетесь поступить в магистратуру и едете работать над исследованием, то решающее значение приобретет второй критерий – исследования.

- Как же работать с рейтингом? Что сравнивать? Как делать выбор?

- Самое главное и важное - различать общий рейтинг и рейтинги по предметам. Изначально это самый правильный подход при выборе учебного заведения. Посмотрим снова на рейтинг по изучению бизнеса: Оксфорд на 25 месте, а Кембридже и вовсе на 42. Правда, замечу, что это британская традиция - занятие бизнесом никогда не было делом академической среды, людей науки. При этом 45% заявок от иностранцев, которые поступают в нашу компанию – заявки на обучению бизнесу. Хочу подчеркнуть, что рейтинги касаются только undergraduate programs. Как известно, российский аттестат не является достаточным условием для поступления в британский университет. Однако были случаи, когда российский выпускник поступал в вуз сразу после школы. При этом абитуриент с великолепным аттестатом выбирал учебное заведение среднего уровня.
Посмотрим на первый критерий основного рейтинга, уровень преподавания. Максимальный бал здесь 24. А разница между первым и последним местом по этому показателю не существенная – в среднем от 23 до 19. Суждение о том, что вуз с 15 места много лучше, того, который на 20, в корне ошибочно. По первому параметру, например, одинаковые показатели у вузов с 20 и 25 мест – 21,7. Однозначно можно признать, что первая десятка университетов будет естественно лучше, чем последняя десятка рейтинга. Но рейтинги составляются каждый год и университеты в них порой за год успевают переместиться на десять, а то и двадцать позиций. Поэтому многие университеты относятся к этим рейтингам как к лотерее, к игре, в которую приходится играть.

-Что предпринимают университеты, чтобы улучшить свои позиции в рейтинге? Бывает ли, что университеты, не занявшие первые места, в чем-то превосходят лидеров?

Например, новые университеты, чтобы попасть в рейтинг и занять в нем не последнее место, могут нанять известнейшего профессора, скажем, из Гарварда. В течение года он будет там работать, писать десятки научных трудов. Естественно, что это приведет к увеличению показателя в графе «исследования» и повлияет на место в рейтинге. Правда, не понятно насколько факт наличия этого ученого существенен для того, кто выбирает обучение в этом вузе. Конечно, лидеров общего рейтинга часто обгоняют другие университеты в рейтингах предметных. Например, Kingston University занимает 72 место в общем списке и 36 – в рейтинге по бизнесу. В прошлом году он попал на 16 место (business study), а годом раньше был на 50. Изменения, как видите, существенные.
Вот еще одна хитрость для поступающих на примере этого университета. Поскольку общий рейтинг не так уж высок, то и вступительные требования выдвигаются не самые высокие. А в области бизнеса рейтинг не плохой и требования к поступлению именно на этот факультет гораздо выше, чем на какой-то другой.

- Важно ли наличие рейтингов для британских университетов и будущих студентов?

- В Великобритании ситуация с рейтингами достаточно простая. В стране существует порядка 300 высших учебных заведений, где можно получить степень бакалавра. Из них более ста имеют звание университета. Первая десятка вузов стоит немного особняком, но в любом случае остальные университеты достойны, чтобы выбрать их для получения образования. А, например, в Штатах в десять раз больше учебных заведений и можно попасть в очень хороший вуз и в очень плохой. Поэтому в Америке к рейтингам надо относиться внимательнее. А в Великобритании угроза попасть в плохой университет перед абитуриентами практически не стоит. Я считаю, что подавляющее число вузов дает достойное образование.

- На Ваш взгляд, какое образование особенно ценится? Обращают ли внимание работодатели, какой вуз окончил студент?

- Могу сказать, что все коллеги из академической среды признают самые высокие стандарты британского обучения. Если мы говорим о крупных межнациональных компаниях, то из года в год они предлагают хорошую работу людям с высшим образованием, полученным в Великобритании. Как раз работодатели и изучают рейтинги и очень следят за ними из года в год. Для них важно – человек с дипломом какого вуза придет устраиваться на работу.

- Получается, что лучше получить диплом второй степени в ведущем вузе, чем диплом первой в вузе без имени?

- Вот уж вопрос на миллион долларов! Дипломы делятся на три класса, второй разбит на две ступени. Есть разница между обычной степенью и степенью с написанием диссертации, диплома. Конечно, студенты, которые получают дипломы университетов первой десятки, очень гордятся этим. Мне кажется, важен багаж знаний, который дал университет.

- Влияет ли место университета в рейтинге на привлечение иностранных студентов? Стоит ли иностранцам основывать свой выбор результатами рейтинга?

Из всех университетов, упомянутых в рейтинге, только один частный (University of Buckingham), все остальные субсидируются государством. И хотя это госуниверситеты, все же речь идет об образовательном бизнесе: платят студенты свои и иностранные. А для того чтобы получать большие субсидии университетам необходимо набирать больше студентов, поддерживать высокий уровень преподавания, вести научные исследования. При приеме иностранных студентов речь-то тоже идет о деньгах.
Беседуя с русскими студентами, естественно, всегда заходит разговор о рейтингах. Получается, они оказывают очень существенное влияние. Подчеркиваю, что нельзя слепо доверять рейтингам. Вот лишь один факт. В рейтинге всего 100 университетов и в нем нет таких учебных заведений, как университетские колледжи. Там тоже преподают по программам университетов и присваивают степень бакалавра. Некоторые из этих учебных заведений самого высокого уровня.
Конечно, наверху таблицы стоят самые достойные учебные заведения. Но нужно помнить, что для того, чтобы попасть в Кембридж, надо обладать самыми незаурядными талантами, иметь очень высокие результаты. Важно реально оценить свои способности и стремления и исходя из этого уже действовать. И поверьте, вы попадете именно в тот университет, программа которого окажется вам по силам.

- Что можете сказать о русских абитуриентах?

- Русские абитуриенты мыслят реалистичнее, чем их родители. Взрослые считают, что если обучение платное, то и выбирать можно, что душе угодно. А дети понимают, что чтобы попасть в лучший вуз, надо приложить все усилия, чтобы самому стать лучшим. И это отнюдь не вопрос денег.

Редакция благодарит компанию «АнглоМир» за помощь в подготовке материала.

русские школы в сша. | стоимость обучения в университетах сша. | рейтинг частных школ англии. | программы обучения в англии. |
Для заявки: info@angloworld.ru
Copyright © 2005-2014, «АнглоМир»